Комментарий руководителя Центра компетенции по HR-решениям компании "Омега-Плюс" Григория Маркарова к статье "IT и производительность труда: к эффективности через технологии". Статья в журнале "Управление персоналом", №16, 2009

20.08.2009

Журнал "Управление персоналом", №16, 2009

IT и производительность труда: к эффективности через технологии

Производительность труда – один из ключевых показателей эффективности работы организации. Особенно сегодня, когда важнейшей задачей является сохранить рентабельность бизнеса и остаться на плаву. Можно ли повысить эффективность с помощью IT-технологий? Является ли панацеей автоматизация процессов в организации? Почему производительность труда на Западе выше, чем в России? Эти и другие вопросы мы задали представителям IT-компаний.

По мнению Дмитрия Беззубцева ("Омега-Плюс"), большое влияние на эффективность и производительность труда оказывают размер компании и уровень прозрачности ее деятельности для руководства. Уровень прозрачности становится ниже с бурным ростом компании, соответственно, организовать эффективную работу большого предприятия намного сложнее, чем в малом бизнесе: "Когда в компании работает 15 – 20 человек, это достаточно организованная группа людей, которая прекрасно представляет свои цели и методы. Количество инвестированных денежных средств и времени в малых компаниях окупается с гораздо большей скоростью. Я говорю не о прибыли: тот же Лукойл зарабатывает в миллиард раз больше, чем компания из трех человек. Речь идет именно об эффективности организации информационных потоков в компании.
 
К примеру, если компания состоит из десяти человек, нет необходимости вводить "карточную" систему; такое формализованное отношение к персоналу придется вводить по мере роста компании, уверен Дмитрий. Как только компания начинает расти, появляются люди, не заинтересованные в достижении какой-то конкретной цели, люди, которых нужно контролировать с помощью введения специфических инструментов, той же "карточной" системы. В небольшой фирме мгновенно происходит обмен информацией, работа по согласованию проектов. С ростом бизнеса затрудняется информационное взаимодействие сотрудников и подразделений. В результате компания несет издержки, обусловленные неэффективными или несвоевременными управленческими решениями. Поэтому руководители и собственники инициируют проекты по автоматизации бюджетирования, казначейства, консолидации финансовой отчетности на базе ERP-системы. Иначе просто невозможно оценить эффективность работы предприятия, отдельных подразделений и сотрудников. К топ-менеджерам приходит понимание, что автоматизированная управленческая система – это, прежде всего, механизм повышения их собственной эффективности как руководителей".
 
Markarov_.jpg

Григорий Маркаров,
руководитель Центра компетенции по HR-решениям,
"Омега-Плюс"


     
"Рост компании отражается и на потребностях в автоматизации отдела по персоналу, добавляет Григорий Маркаров ("Омега-Плюс"). Многие компании до сих пор используют для учета кадров и расчета зарплаты Excel или самописные программы. Но если число сотрудников растет, возникает необходимость в современной HR-системе, где вся кадровая, расчетная, налоговая и личная информация о сотрудниках ведется в единой базе. Это исключает появление ошибок, которые могут привести к штрафам со стороны контролирующих органов. Кроме того, автоматизировав рутинные HR-процессы, руководитель предоставляет кадровикам возможность заниматься разработкой мер по повышению квалификации и производительности труда сотрудников, например, программ мотивации, профессиональных тренингов и т.д.".



Чем предприятие больше, тем сложнее создать единое информационное пространство, говорит Григорий Маркаров. "Раньше как, директор звонит в бухгалтерию, говорит: "Зиночка, подготовьте мне информацию, сколько у меня было затрат на технологию по такому-то предприятию". Проходит два дня. Зиночка собрала необходимые документы, принесла; конечно, есть какие-то искажения. А теперь вся информация есть в системе. Понятно, что руководитель определенного ранга не будет заходить в систему искать отчеты. Для топ-менеджмента формируется сервис: ежедневно на их электронную почту посылаются все отчеты по их направлению, сколько было запланировано потратить денежных средств, сколько было потрачено, какие отклонения и т.д.". В данном случае основной задачей автоматизации является обеспечение прозрачности бизнеса, создание единого информационного пространства, чтобы бизнес полностью опирался на эту информацию.
 
...Инициатором введения автоматизации является собственник или генеральный директор. Он же является основным "потребителем" системы. Эффективность труда руководителя в первую очередь зависит от его информационной подкованности, насколько он знает, что и где происходит. Когда  генеральный директор загружен, не успевает охватить весь процесс в своем сознании, появляется очень много рисков. Соответственно, основная задача и автоматизации, и диагностики оптимизации имеющихся систем – повысить эффективность работы руководства.
Если упростить, IT-рынок сегодня состоит из двух составляющих: программные продукты и услуги: внедрение, настройка, написание программ и т.д. Стоимость продуктов достаточно унифицирована, скачки цен начинаются на этапе внедрения. IT-специалисты предупреждают: желание сэкономить иногда может привести к фатальным последствиям, система может просто не заработать. При внедрении серьезных информационных систем нужно обратить внимание на вопросы грамотной настройки, обучения сотрудников, которые будут ее использовать, создания набора документов, которые реально будут помогать в работе с этой системой.

Несмотря на то, что многие бизнесы сферы b2b сегодня пошли ко дну, ведущие IT-компании стараются держаться на плаву. Им удается доказать клиентам, что применение высоких технологий особенно полезно в трудные времена.

Назад к списку новостей

 
Система Orphus